Турнирный покер

МТТ, фризаут.
Умение адаптировать свою стратегию к стилю игры соперников важно, как в ринговых играх, так и в турнирах. Но стратегия в МТТ турнирах имеет очень существенное отличие от стратегии в Кеш-играх – она постоянно изменяется, приспосабливаясь не только к стилю игры соперников, но и к  турнирной ситуации. От того насколько адекватно и своевременно вы сможете изменить свою игровую стратегию, будет зависть ваш успех в турнире.
Для оценки турнирной ситуации учитывают три фактора:
  1. отношение количества игроков, оставшихся в игре, к количеству призовых мест (стадия турнира)
  2. отношение размера блайндов к размеру вашего стека
  3. отношение размера вашего стека к размеру стеков соперников за вашим столом.
Выделяют следующие стадии турнира:
Ранняя стадия
  • почти все соперники имеют примерно одинаковые стеки
  • размеры блайндов малы настолько, что кража блайндов и рестил являются не оправданными
  • до призовых мест еще далеко – на 1 призовое место претендуют более 2-х игроков
Средняя стадия
  • стеки соперников отличаются по размеру в разы
  • размеры блайндов представляют существенное значение, особенно для игроков с короткими стеками, и борьба за блайнды обостряется
  • количество претендентов на 1 призовое место меньше 2-х. Игра становится более тайтовой - игроки предпочитают затаиться, выжидая, чтобы соперники вылетели из турнира раньше их.
Поздняя стадия.
Это наиболее сложная стадия. На поздней стадии от вас зависит – попадете ли вы в призы, а если попадете – то какой размер призовых получите. В связи с этим позднюю стадию МТТ подразделяют на этапы:
  • Игра в предбабле – до призового места остается всего один шаг. Некоторые соперники имеют такие короткие стеки, что они легко съедаются блайндами и анте, поэтому они отчаянно идут олл-ин при первой даже сомнительной возможности. Другие игроки имеют стеки побольше, но все же не такие большие, чтобы рисковать вылететь из турнира за шаг до денег. Поэтому они сбрасывают не только среднюю по силе руку, но часто даже монстров. Третьи игроки имеют огромные стеки и пользуются этим, заставляя соперников с меньшими стеками сбрасывать свою руку.
  • Ранний этап бабл-зоны – все игроки попали в призовые места. Игра резко меняет свой характер – становится более лузовой и агрессивной.
  • Игра за финальным столом – разница в размере призовых денег для игроков, занявших в итоге два соседних места, имеет существенное значение. Поэтому игра снова приобретает тайтовый и осторожный характер. Большой, по отношению к соперникам стек, позволяет играть агрессивно, что позволяет достичь значительного преимущества.
  • Игра в Heads Up – апофеоз турнира. Цена вопроса заключается не только в деньгах, но и имеет огромный моральный аспект. Звание победителя турнира иногда важнее, чем приз за победу.
Рекомендации
На ранней стадии МТТ всегда есть высокий соблазн посмотреть флоп с любой рукой, т.к. цена этому не велика. Большинство игроков так и поступают. Они коллируют блайнды с любыми одномастными картами, любым тузом, любыми двумя «картинками». Поступайте с точностью – наоборот. Играйте значительно более тайтово, чем обычно. Дождитесь хорошей руки и открывайте игру из поздней позиции рейзом в размере не менее банка. Часто вы сразу заберете банк, наполненный коллами от большого количества игроков. Иногда получите одного, и крайне редко двух колеров. В этом случае, если флоп прошел мимо вас, будьте осторожны. Не исключено, что колл был от соперника, имеющего на руках мусор, и мусор на флопе подошел ему. Это особенно важно, если флоп таит в себе угрозу стрита или флеша. На чек соперника вы можете сделать проверочную ставку в размере до ¼ банка. Но при неудачном флопе делать ставку в продолжение (или блефовать другим способом) не рекомендуется: вы не знаете - кто ваш соперник, на ранних этапах турнира маньяки еще остались в игре, и риск вылететь из турнира взамен небольшого количества фишек не оправдывает себя. Если флоп улучшил вашу руку, и вы считаете ее фаворитом, защищайте ее - играйте агрессивно. Это относится и к игре на других улицах.
Многие авторы пособий по стратегии покера считают, что тайтовая игра на ранних стадиях турнира нужна для того, чтобы создать себе соответствующий имидж, который можно будет успешно использовать на более поздних этапах турнира, например при блефе. Это справедливо только для турниров S&G на 1-2 стола. В МТТ  по ходу турнира вас будут много раз пересаживать за другие столы, и понятие - имидж по большому счету здесь теряет смысл. Тайтовая игра на ранних этапах нужна для того, чтобы свести к минимуму риск вылета из турнира при розыгрыше банков с малым количесвом фишек.
В период средней стадии МТТ играйте в тот покер, к которому привыкли. Будьте осторожны с игроками, имеющими стек больше вашего, и будьте более агрессивны по отношению к игрокам с меньшими стеками. В этой стадии турнира ваша задача заключается в том - чтобы нарастить максимально большой стек, который вам очень понадобится в предбабле. Тайтово-агрессивный стиль наиболее оптимальный. Он безусловно принесет вам успех, но и его играть нужно «наверняка». Любой бед-бит может выбить вас из турнира, поэтому избегайте играть на весь стек, если у вас нет натса, особенно когда ва-банк идут несколько игроков.
В пребабле стратегия вашей игры должна еще больше зависеть от величины вашего стека по отношению к стекам соперников за столом.
Если у вас большой стек, то вы можете увеличить его еще больше, предлагая соперникам с меньшими стеками олл-ин. Если вы проиграете руку, то все еще сохраните шансы на вход в призы. Отвечать же вам будут лишь игроки с очень сильной рукой (что случается не часто) или игроки с такими мизерными стеками, которым уже нечего терять. Ни в коем случае не связывайтесь с игроками, размер стека которых приближается к вашему, поэтому играйте олл-ин только с поздней позиции, убедившись, что «опасные стеки» не участвуют в розыгрыше.
Если ваш стек средний играйте гипертайтово, обязательно учитывайте позицию и всячески тяните время. У вас есть хороший шанс попасть в бабл за счет неудачных действий конкурентов за другими столами.
При маленьком стеке (меньше 5 ББ) идите олл-ин с любой позиции с любым тузом, двумя одномастными карманками, любыми двумя «картинками» или коннекторами старше 4-5.
Попав в бабл-зону прежде всего сравните свою выгоду от места на одну позицию выше вашей с шансами выиграть турнир (попасть за финальный стол).
Если ваш стек небольшой и такие шансы маленькие, то продолжайте выжидательную тактику и получайте выгоду от того, как другие игроки будут вылетать из турнира, тем самым, увеличивая размер вашего приза. Если оплата призового места, на которые вы можете претендовать, избрав выжидательную тактику, для вас не представляет финансового интереса, используйте шанс и ловите удачу – идите олл-ин при первом удобном случае.
Если величина вашего стека позволяет вам рассчитывать на финальный стол, продолжайте играть по стратегии пребабла, но с поправкой, что количество игроков, которые охотно ответят на вашу агрессию, окажется значительно больше, чем в предбабле.
Игра за финальным столом МТТ отличается огромным напряжением. Здесь цена каждой позиции растет в геометрической прогрессии - разница премии может составлять десятки, сотни и даже тысячи долларов (зависит от призового фонда). Именно за финальным столом определяется мастерство игроков. На этой стадии турнира на первое место выходит умение оценить игру соперников и адаптироваться к ней. По-прежнему огромное значение имеет соотношение размеров стеков игроков – большой стек имеет преимущество над малым. Но все же, не размер стека определяет исход, а «выживаемость». Не редкость – когда игрок с микроскопическим стеком в разы увеличивал свой выигрыш только потому, что вовремя пасовал, в то время как 3-4 его соперника с огромными стеками шли олл-ин и все, кроме одного, вылетали из турнира.
Для успеха в Heads Up нужно не только мастерство, но и везение имеет огромное значение. Умение читать руку соперника, раскрывать ловушки и блефы – основа успеха. Наверняка вам удалось распознать стиль соперника еще при игре в полном составе финального стола. И соперник наверняка изучил и ваш стиль. Измените свой стиль, чтобы запутать соперника. Но будьте внимательны – возможно, то же самое сделает и соперник. В любом случае, агрессивная игра на этом этапе считается единственно правильной стратегией. Известны случаи, когда игрок становился Чемпионом мира сыграв олл-ин с карманными Т2о (Доил Брансон в 1976, 1977 г.г.). Это возможно только при исключительном умении читать стиль соперника и его руку. И, конечно же, при определенном везении.